Альгимантас
Стонкус, рекламная фирма "АСТОН"
(г.Вильнюс, Литва)
Для начала своего дела вам будет полезна история создания и развития
бизнеса моего партнера Альгимантаса Стонкуса, основателя и директора
рекламной фирмы "АСТОН" (г.Вильнюс, Литва). Альгимантас сам
вам расскажет, с чего он начинал, как добиться успеха, и даст вам немало
ценных советов из своего опыта:
Самостоятельным бизнесом я занимаюсь с 1991 года.
В те годы, когда я начал, были совершенно другие и политические, и экономические
условия, нежели сейчас.
По образованию я киноинженер (закончил Ленинградский институт киноинженеров).Так
уж сложилось, что в одной группе со мной училось 25 человек 13-ти национальностей
бывшего СССР и других стран. То есть, друзья после учебы остались во
многих странах мира. Так вот, начал я с того, что продавал видеопроекционную
технику литовского производства в страны Средней Азии (Узбекистан, Кыргызстан,
Казахстан). Благо, во всех этих странах ответственные посты в местной
киносети занимали бывшие мои сокурсники. (Наша профессия и специализация
довольно-таки редки, поэтому такое высшее образование давало нам гарантии
на занятие ответственного поста в своей стране).
Хотелось расширить свой бизнес географически, т.е. продавать видеопроекционную
технику в тех странах и регионах, где не было знакомств. И тогда, в
первый раз, задумался о рекламе: в смысле продажи своей продукции. Начал
интересоваться. Надо сказать, что в те годы существовало не много рекламных
агентств, работали в них самоучки, т.е. не было опыта, но и конкуренция
была слабой. Разобрался, получилось, продажи увеличились. Тогда задумался:
если смог сделать для себя, почему не могу делать для других, зарабатывая
при этом дополнительные деньги? Опять получилось. И поехали...
Между странами бывшего СССР возникли
границы с таможнями, каждая страна ввела свою валюту, поэтому бизнес
с видеопроекторами пошел на убыль, зато стал развиваться рекламный бизнес,
которому не страшны ни границы, ни таможни. В 1993-1996 годы работалось
очень легко: у людей были деньги, многие становились миллионерами за
одну ночь, в рекламном бизнесе не было большой конкуренции: нужно было
только позвонить в любую фирму с предложениями насчет рекламы, и, как
правило, с двумя из трех фирм мы заключали договора на рекламное обслуживание.
Таким образом, появился тот имущественный, умственный, финансовый и
другой капитал, который дал возможность закрепиться на рынке.
Мы начали, имея один стол, стул, пишущую машинку и телефон. Предел мечтаний
был - факсовый аппарат. Только потом появились компьютеры, Интернет
и т.д.
Нынче собственный бизнес начать сложнее: за ночь миллионером не станешь
- у людей нет денег, большая конкуренция, да и государство жестко прижимает
с налогами. В тот же рекламный бизнес приходят люди со специальным образованием,
полные сил, циничные, владеющие новейшими технологиями.
Терял лучших друзей - и в физическом, и в моральном смысле. Отсюда появилось
правило:
- Никакого
бизнеса с
родственниками и с
лучшими друзьями.
Терпел наезд
государственных и
криминальных структур.
Отсюда правило:
- Не вступать
в конфликт с теми, кто
сильней тебя.
Терял заказчиков.
Отсюда правило:
- Все для
удобства клиента и
партнера; клиент всегда
прав.
Опишу подробнее,
как я постепенно развивал
свой бизнес и добился успеха.
Когда появилась
первая прибыль, решили
деньги не тратить, а
инвестировать во что-то:
совместно с женой открыли в
Вильнюсе, в одном из
кинотеатров, видеосалон
(показывали народу
видеофильмы). Моей задачей
было общее руководство,
техническое обслуживание,
параллельно - торговля
видеопроектами), а жена в то
время занималась текущими
делами видеосалона:
репертуаром, бухгалтерией,
помещениями, обслуживающим
персоналом.Особую прибыль мы
не получали, но вложенные
средства вернулись и еще
оставались деньги на "хлеб
с маслом".
Об этом я
рассказываю потому, что, как
правило, начинающие свой
бизнес делают две большие
ошибки:
1. Уверены, что если
СЕГОДНЯ есть определенная
прибыль, то и ЗАВТРА она
будет ТАКОЙ ЖЕ, а, может, и
больше.
2. Заработанные
деньги сразу ПРОЕДАЮТСЯ, а НЕ
ИНВЕСТИРУЮТСЯ в развитие
бизнеса.
Надо признаться,
что и мы с женой тогда все это
не до конца понимали,
поэтому, если вернуться
обратно во времени, сейчас
многое делали бы по-другому.
Видеосалон работал
два года, пока население не
разбогатело и не начало
смотреть видеофильмы дома. К
этому времени я уже
занимался рекламой, поэтому
не так болезненно было
отказаться от видеосалона.
Распродали оборудование и
все свои силы бросили на
рекламный бизнес, благо он
приносил прибыль гораздо
ощутимую, нежели торговля
видеопроекторами или
видеосалон.
Здесь я могу
привести еще два урока,
извлеченные мною:
- Не
заниматься только ОДНИМ
видом бизнеса - в один
прекрасный день он может
подвести. Всегда
необходимо иметь
дополнительный источник
доходов.
- Вовремя
остановиться: если
видишь, что бизнес
приносит убытки, бросай
его.
Вся эта деятельность проходила под вывеской
фирмы "АСТОН". Когда начали заниматься рекламой, юридическая
основа под этим уже была. Вначале вдвоем с женой арендовали помещение,
дали информацию о себе в различные СМИ Литвы. Вдвоем стали не справляться
с работой, приняли дополнительно человека, второго... И пошла работа.
В настоящее время рекламная фирма "АСТОН" может предложить
своим клиентам подготовку и размещение рекламы в любую газету или журнал
любых стран бывшего СССР, а также в газеты и журналы Западной Европы
и США.
Так что, если вы активный предприниматель и ищите надежных партнеров,
новые каналы сбыта или новых клиентов, смело обращайтесь в фирму "АСТОН"!
Advertising firm "ASTON"
Vilnius, Lithuania
E-mail: aston@takas.lt
http://www.reklama-aston.narod.ru
Tel./fax: (+3702) 454730
Tel.: (+37099) 11329, (+37084) 28749
|