Пользу
качественного разностороннего образования сложно переоценить: на более
или менее серьезную работу невозможно устроиться, не имея как минимум
высшего образования. Дипломированные "мозги" дорого продаются и
покупаются, и потому люди готовы вкладывать немалые деньги в получение
образования. Поэтому и бизнес, связанный с предоставлением услуг по
получению образования, становится особенно привлекательным. Сфера
образовательных услуг обширна: частные общеобразовательные школы,
частные спортивные школы и школы искусств, учреждения дополнительного
образования для взрослых, частные университеты, колледжи, коррекционные
школы для детей с отклонениями в развитии, курсы иностранных языков,
автошколы и т.д. и т.п. Каждое из этих ЧОУ (частных образовательных
учреждений) имеет свои особенности, однако в целом образование как
бизнес в России довольно типично: любой вид частного образовательного
учреждения можно открыть и успешно им управлять, руководствуясь
некоторыми общими правилами.
Клиенты от года до семи
Детский сад, пожалуй, одна
из самых выгодных разновидностей образовательных учреждений. Во-первых,
создать его можно и имея всего пять - семь клиентов, во-вторых,
выросший сегодня уровень рождаемости породил дефицит мест в детских
садах. Например, очередь в детские сады Хабаровска в 2007 г. составила
более 4000 детей, в Новосибирске этот показатель приблизился к 10 000, а
в Краснодаре около 13 000 семей не могут определить ребенка в детский
сад. В-третьих, не секрет, что уровень заработной платы воспитателей в
государственных дошкольных учреждениях настолько низок, что и качество
работы персонала и его квалификация подчас оставляют желать лучшего, и
родители просто боятся отдавать детей в государственные детские сады.
Привлекательность частного детского сада для родителей обеспечивается
еще и тем, что здесь ребенку будет обеспечен индивидуальный подход. Машу
не накормят вредным для нее шоколадом, перепутав с Катей. Не забудут,
что у Миши с детства дисбактериоз и потому ему нельзя цитрусовые и
квашеную капусту. Кроме того, такая деятельность выгодна для тех, кто
сам имеет детей дошкольного возраста или в скором будущем собирается их
завести: это позволит и обеспечить ребенку хорошее начальное
образование, и контролировать весь процесс, и заработать деньги.
Первая проблема
Чтобы открыть нормальный детский сад
(детское дошкольное образовательное учреждение), нужна масса
разрешительной документации. Проблема в том, что наше прекрасное
отечественное законодательство позволяет создавать частные
образовательные учреждения только в форме юридического лица и в виде
некоммерческой организации. Совершенно непонятно, с чего законодатели
решили, что все частное образование будет создаваться альтруистами,
которые будут учить всех желающих ради самого процесса обучения, а всю
прибыль, которая непонятно откуда возьмется у некоммерческой
организации, будут вкладывать только и исключительно в образовательный
процесс. А сами при этом будут питаться святым духом. В принципе,
законодательство, регулирующее процессы образования, теоретически не
препятствует индивидуальному предпринимателю становиться учредителем
образовательной организации, создавать юридическое лицо, заключать
учредительный договор, получать лицензию и проходить аттестацию. Вопрос
только в том, что это не даст ничего, кроме проблем. Особенно на
начальном этапе. Однако Общероссийский классификатор услуг населению
содержит такой интересный пункт, как "услуги по присмотру за детьми и
больными" (код 019738), в разделе "Прочие непроизводственные услуги".
Эти услуги относятся к бытовым и не регулируются законодательством об
образовании. Такое положение дел подтверждает и позиция Верховного Суда
РФ (Решение от 27 января 2003 г. N ГКПИ02-1399, Определение кассационной
коллегии от 3 апреля 2003 г. N КАС03-137), согласно которой дошкольное
образование и содержание детей являются различными и самостоятельными
видами деятельности. Самое интересно, что такое заведение для детей не
запрещено называть детским садом. Главное - не называть дошкольным
образовательным учреждением. Иначе первая же проверка, которая обнаружит
отсутствие лицензии на образовательную деятельность, приведет к
неприятным последствиям.
Содержание или обучение?
Выше мы уже говорили о том, что
обойти требование Закона об образовании и осуществлять образовательную
деятельность без лицензии нельзя - подобные действия влекут за собой
уголовную ответственность. Поэтому лучше эту деятельность и не
анонсировать. В то же время в соответствии с Положением о лицензировании
образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от
18 октября 2000 г. N 796) не нужна лицензия на развивающую
воспитательную деятельность. Имеются в виду занятия в разнообразных
кружках, секциях и студиях. Поэтому все обучающие процессы придется
строить именно таким образом. Хорошим подспорьем может стать и пункт
Закона об образовании о том, что не лицензируется индивидуальная
трудовая педагогическая деятельность.
Поиск помещения
Вторая проблема - размещение
детского сада. Помещение можно взять в аренду, но оно должно
соответствовать определенным параметрам. Площадь должна складываться из
расчета 6 кв. м на одного ребенка. В идеале надо выделить отдельные
комнаты для игр и сна, спортзал, медицинский кабинет и столовую.
Помещение должно быть оборудовано пожарной сигнализацией. Не только
помещение, но и все оборудование (начиная от мебели и заканчивая посудой
и игрушками) должны быть согласованы у пожарных и в СЭС. Поэтому,
прежде чем покупать или брать в аренду помещение, следует выяснить
требования этих структур. Одним из самых простых вариантов решения
проблемы помещения станет размещение детского сада в квартирах.
Купленные
на одной площадке квартиры позволят удобно разместить все помещения
детского сада. Кроме того, это решает целый букет проблем, связанных с
эксплуатацией: управляющая организация, к которой прикреплен дом, будет
продолжать следить за состоянием коммуникаций. Однако для того, чтобы
разместить детский сад в квартирных помещениях, их необходимо перевести
из статуса жилого помещения в статус нежилого. Эта процедура проводится
по заявлению в местную администрацию, в отдел архитектуры и
строительства. Потом придется еще согласовать перепланировку помещений:
не все стены в квартирах можно сносить легко и безболезненно. От этого
никуда не деться, но вопрос решается заказом на перепланировку помещения
в лицензированной проектно-строительной фирме. Согласование
перепланировки проводится в органах местной власти.
Подбор персонала
Кадры решают все. Еще больше они
решают в социальном бизнесе, каковым является образовательный. Более
того, вам предстоит работать с детьми. Плохой воспитатель может не
просто принести вам убытки, но и "подвести под статью": если что-то
случится с вверенными вам детьми, последствия могут быть весьма
трагичными. Впрочем, не будем об очевидном. Подбор персонала для
детского сада надо проводить с педантичностью и вниманием, граничащими с
занудством. Квалификация персонала, его прошлое, отзывы с прежней
работы - все это следует изучить и проанализировать тщательнейшим
образом. Даже внешний вид соискателей играет роль: нельзя допускать к
детям неряху. Недовольный вид кандидата тоже должен настораживать.
Может, конечно, у него локальные проблемы в жизни, а может, он всегда
такой, и его основным "воспитательным" методом являются подзатыльники и
постановка в угол. Можно и по окрестным государственным и муниципальным
детсадам поискать воспитателей, о которых хорошо отзываются родители.
Доверяйте детям: если есть возможность, проверьте, как они относятся к
воспитателю или няне. Заодно это позволит и за кандидатом понаблюдать в
"боевых" условиях. Советы, конечно, банальные. Но зато проверенные
опытом и временем. Самый банальный из этих советов: проводя
собеседование, подумайте - а своего ребенка вы бы доверили этому
человеку? С вспомогательным персоналом попроще. Повару, охраннику и
уборщице с детьми общаться необязательно, да, в общем, и незачем. Однако
нелишним будет удостовериться, что повар будет кормить детей едой, а не
чем-то... другим.
Маркетинг и реклама
Чтобы ваш детский сад был
привлекателен для детей и их родителей, он должен соответствовать
ожиданиям и запросам и тех и других. Родители хотят, чтобы в детском
саду ребенок был в безопасности, чтобы он был вовремя накормлен и уложен
спать, чтобы он активно двигался, чтобы не подхватил какой-нибудь
болезни и чтобы в итоге он оказался подготовлен к школе. Дети хотят,
чтобы им было интересно. Однако решают, куда отдать ребенка, все-таки в
первую очередь родители. Поэтому и название детского сада, и его
символика, и дизайн интерьера, и игрушки - все должно, с одной стороны,
нравиться детям, с другой стороны (что важнее), положительно
восприниматься родителями. Вывод: в том, что касается рекламы услуг
детского сада (то есть привлечения клиентов), следует ориентироваться на
родителей. А вот дальше, внутри детского сада, необходимо подумать о
том, чтобы его маленьким клиентам было там интересно. Тут уже не важны
слова о том, что здесь учат французскому и английскому, или занимаются
по методике Монтессори, или следуют вальдорфским принципам. Достаточно
показать бассейн, батут или гору игрушек, и ребенку все будет ясно.
Рекламировать детские учреждения в России специалисты советуют в
печатных изданиях (потому что родители хотят получить как можно больше
обстоятельной информации о детском саде) или, следуя современным
реалиям, - в Интернете. Зарегистрируйтесь на форуме, где собираются
мамочки, почитайте, что они пишут про детские сады, какие вопросы
задают. Ответьте на некоторые вопросы, признайтесь, что вы - владелец
детского сада. Если окажетесь достаточно компетентны, возможно,
участницы форума сами попросят у вас адрес. Такой способ распространения
информации называется вирусным сетевым маркетингом. А вот телевидение у
нас воспринимается скорее как развлекательное средство массовой
информации и радио по большей части тоже. Следуя этой логике, можно
понять, что от телевидения не ждут рекламы чего-то, стоящего внимания.
Впрочем, наверняка через некоторое время заработает "сарафанное" радио -
в частный детский сад охотнее всего ведут детей по знакомству. А вот
какие "новости" будет передавать это радио - зависит уже от вас.
Расходы
Детский сад, впрочем, как и любой
социальный бизнес, требует довольно серьезных первоначальных вложений.
Ориентировочно, чтобы открыть детский сад на 45 детей в таком городе,
как Новосибирск, Екатеринбург или Краснодар, вам понадобится стартовый
капитал в 7,5 млн руб. Примерные статьи и порядок расходов можно
посмотреть в приведенной таблице.
Таблица
Статья расходов |
Примерная сумма |
Услуги юриста и нотариуса |
10 000 |
Аренда помещения 400 - 500 кв. м (из расчета на 1 учебный год, 10 мес.) |
1 200 000 |
Заключение Роспотребнадзора (СЭС) |
15 000 |
Заключение противопожарной службы, договор на противопожарное обслуживание |
5 000 |
Установка противопожарного оборудования и сигнализации |
150 000 |
Ремонт помещений |
1 500 000 |
Оснащение помещений (игрушки, мебель и пр.) |
1 000 000 |
Оплата труда персонала, расходы на питание, канцелярию, медикаменты и пр. (из расчета на 1 учебный год, 10 мес.) |
3 500 000 |
Реклама (создание и поддержка сайта, реклама в прессе и пр.) |
50 000 |
Оплата коммунальных услуг |
100 000 |
Итого |
7 530 000 |
При ежемесячной оплате в 20 000 руб. первоначальные расходы
могут окупиться через год (10 месяцев обучения). Но закладываться на это
не стоит. Потому что вряд ли с самого начала деятельности в вашем
детсаду будет "полная загрузка". Плату за содержание детей можно сделать
и значительно ниже (что, возможно, увеличит количество клиентов на
начальном этапе), если не брать помещение в аренду, а приобрести его в
собственность. Правда, очевидные минусы такого подхода - резко возросшая
сумма первоначальных вложений, и, как следствие, проект окупится не так
быстро. Впрочем, можно иметь дополнительный доход, если организовать
более гибкую систему предоставления услуг: например, принимать в кружки и
секции не только детей, которые являются воспитанниками вашего детского
сада, но и со стороны. Можно предложить вариант пребывания детей в саду
неполный день или, наоборот, услуги полного пансиона с ночлегом, если
родители вашего воспитанника, например, уезжают в командировку.
Бизнес-идея. Компьютерные быстрокурсы
Д. Воробьева, корреспондент журнала Курсы повышения квалификации
или курсы обучения чему-нибудь - это гораздо проще, чем открытие
"полномасштабного" образовательного бизнеса. Вот, например, курсы
компьютерной грамотности для начинающих можно открыть, практически
вообще не делая никаких первоначальных вложений. Это может быть и
самозанятость для предпринимателя. Либо этот вариант можно предложить в
качестве побочного заработка владельцу интернет-кафе (с приглашением
стороннего преподавателя). Итак, открываем курсы компьютерной
грамотности (или курсы скоростной печати в программе Word, или еще
что-нибудь, связанное с работой за компьютером). Для этого нам
понадобится интернет-кафе со сговорчивым владельцем, собственная голова и
побольше бумаги для печати объявлений об открытии курсов. Для начала
договариваемся с интернет-кафе, что, к примеру, на два часа в день вы
его полностью занимаете. Можно просто оплатить время пользования
компьютерами (даже в этом случае хозяевам это будет выгодно - вы же
оплатите время всех компьютеров). Можно договориться о небольшой
арендной плате за два часа в день. Потом определяем продолжительность и
стоимость курсов. Стоимость можно назначить простым сравнением с
конкурентами (позвонить им под видом клиента и поинтересоваться ценой их
услуг). Определение продолжительности зависит уже от вас. Беретесь за
10 занятий научить домохозяек печатать не двумя пальцами, а всеми
десятью? Значит, продолжительность курсов - 20 часов. Затем развешиваем
объявления (можно воспользоваться не только столбами и заборами, но и
газетами бесплатных объявлений). Когда наберется группа учеников -
приступаем к занятиям. Понятно, что доход от такого дела напрямую
зависит от количества обучающихся. А расходы - плата в пользу
интернет-кафе и, если вы ведете занятия не самостоятельно, оплата работы
преподавателя. Дальше уже можно развивать варианты: вести не одну
группу в день, а больше. Ввести дополнительные дисциплины с тем, чтобы
удержать уже имеющихся слушателей курсов. В общем, все, что придет вам в
голову. Идея тем и хороша, что допускает максимальную гибкость подхода.
|